Консультация с педагогами "Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников"

Наше время более изменчиво, более текучее, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут привести к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни. В этих условиях огромная ответственность ложится на тех, кто причастен к делу воспитания подрастающего поколения. Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они не должны бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему.

На стыке тысячелетий активизировалась педагогическая работа по развитию креативности, творческого мышления. Создаются условия для развития творческих способностей, разрабатываются учебные программы, обогащается предметная среда.

Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер). Н. С. Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является высшим проявлением активности человека. Американский психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности - «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Критерием творчества по Фромму является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую личность.

В. А. Шубинский приводит перечень качеств творческой личности, среди которых важное место занимают: умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное, умение видеть несоответствие, чувство нового.

Творческий потенциал, наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающими. Известно, что развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность, проявляющуюся в предпочтительном выборе определенных важных занятий, а затем в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить «потребность» - это значит «Завести» механизм формирования способностей. Эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать - эти и другие характеристики детей дошкольного возраста создают большие возможности для развития психики в целом, и креативности в частности.

Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работе в любой области науки и производства.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придают направленность творческим интересам)

В процессе коллекционирования развивается способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, нестандартность мышления, умения - наблюдать, сравнивать, анализировать, обучать, выделять главное, владение умением поиска аналогов.

Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого.

С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность.

В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности.

Инициатива создания коллекций в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. В то же время педагог должен быть внимателен к интересам детей, иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции. Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей: порыться в книгах, найти экспонаты, завести картотеку.

Таким образом, коллекционирование способствует развитию таких важных составляющих качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.